среда, 18 марта 2020 г.

О реализации исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П

http://www.pfrf.ru/branches/samara/news~2008/03/27/59416


27 марта 2008 21:05
В целях обеспечения прав застрахованных лиц Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ) 10 июля 2007 года постановлением N 9-П обязал федерального законодателя установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими пенсионных прав в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе, источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя (работодателя).
КС РФ отметил, что, начиная с 10.07.2007 подсчёт страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учётом всех выработанных ими на дату установления (перерасчёта) пенсии периодов трудовой деятельности, включая и периоды, не оплаченные страховыми взносами.
Таким образом, начиная с 10.07.2007, право на трудовую пенсию при ее назначении, определяется независимо от уплаты страхователем-работодателем страховых взносов. При этом трудовой стаж после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования должен быть подтверждён сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта.
Однако исполнение постановления КС РФ от 10.07.2007  N 9-П в части пересмотра страховой части трудовых пенсий потребовало дополнительных разъяснений, которые были даны КС РФ определением от 20.11.2007 N 798-0-0. В разъяснениях КС РФ  подчеркнул, что пересмотр размера страховой части назначенных (пересчитанных) застрахованным лицам трудовых пенсий должен обеспечить ее установление в сумме, которую надлежало бы получать этим лицам к моменту указанного пересмотра, если бы страховые взносы уплачивались страхователем (работодателем) в их пользу в полном объеме. То есть, при установлении трудовых пенсий исчисление расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц должно производиться с учётом как поступивших (уплаченных) страховых взносов, так и  неуплаченных страховых взносов.
Ранее назначенные (пересчитанные) размеры трудовых пенсий будут пересмотрены с учётом постановления КС РФ от 10.07.2007 N 9-П путём пересчёта страховой части трудовых пенсий  без истребования соответствующего заявления у пенсионера. При этом сумма  доплаты страховой части трудовой пенсии за период с 10.07.2007 (но не ранее, чем с даты назначения пенсии) до месяца, в котором будет производиться её выплата, определяется как разница между размером страховой части трудовой пенсии, которую застрахованные лица должны были получать,  если бы страховые взносы уплачивались страхователем (работодателем) в их пользу в полном объеме, и размером ранее выплачивавшейся страховой части пенсии, установленной из расчётного пенсионного капитала исходя из поступивших (уплаченных) страховых взносов.
В настоящее время территориальные органы Пенсионного фонда РФ в Самарской области приступили к поэтапной реализации постановления КС РФ от 10.07.2007 года N 9-П по пересмотру страховой части трудовых пенсий. Предполагается заново пересмотреть каждое второе пенсионное дело.
Работа по пересмотру размеров всех назначенных (пересчитанных) в период с 2002г. по 2008г. трудовых пенсий будет проводиться с марта по июнь текущего года.

О реализации постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П

Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает, что исполнение постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 13 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и абзаца 3 п. 7 правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал» потребовало дополнительных разъяснений со стороны Конституционного Суда РФ, которые были даны им определением от 20.11.2007 г. № 798-0-0.
Конституционный Суд РФ разъяснил, что постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П вступило в силу с момента его провозглашения, т. е. с 10.07.2007 г.
Конституционный Суд РФ отметил, что, начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее, чем с момента вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место — до или после 10.07.2007 г.).
Осуществляемый пересмотр размера страховой части назначенных (пересчитанных) этим лицам трудовых пенсий должен обеспечить её установление в сумме, которую надлежало бы получить застрахованным лицам к моменту указанного пересмотра, если бы страховые взносы уплачивались в полном объеме. Таким образом, при установлении трудовых пенсий исчисление расчетного пенсионного капитала должно производиться с учетом начисленных страховых взносов.
Ранее назначенные (пересчитанные) размеры трудовых пенсий подлежат пересмотру с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П путем пересчета страховой части трудовых пенсий без истребования соответствующего заявления у пенсионера. Доплата страховой части трудовой пенсии застрахованным лицам будет производиться, начиная с 10.07.2007 г., но не ранее, чем с даты назначения (перерасчета) пенсии.
Финансирование расходов на выплаты, связанные с реализацией положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 г. № 9-П, осуществляется за счет средств на финансирование страховой части трудовой пенсии в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Г. В. Макарова, начальник отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий в Сормовском районе Н. Новгорода



В связи с этим возникает справедливый вопрос: на ком лежит обязанность по обеспечению финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе по обеспечению поступлений обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда РФ?
Вполне определенный ответ на этот вопрос мы сможем найти в ст. 12 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", согласно которой подобная функция по осуществлению государственного надзора и контроля за реализацией права на получение трудовой пенсии относится к полномочиям федеральных органов государственной власти. Например, контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов возлагается на налоговые органы, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафов - на территориальные органы Пенсионного фонда. Следовательно, эти органы имеют весь необходимый правовой инструментарий для обеспечения, в том числе в принудительном порядке, исполнения работодателями (страхователями), не уплачивающими страховые взносы, установленных законом требований.
Из всего сказанного складывается вполне определенная картина: одна сторона (работодатель) обязана своевременно и в полном объеме уплачивать взносы в Пенсионный фонд, а другая - органы государственной власти со своей стороны обязана контролировать правильность и своевременность их уплаты, применяя в необходимых случаях методы государственного воздействия для принудительного взыскания обязательных платежей.
Тогда возникает еще один резонный вопрос: почему за противозаконную задержку по уплате работодателем в установленный срок, неуплату или уплату не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд (к слову сказать, это является наказуемым в административном или уголовном порядке) в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц, с одной стороны, и неэффективные действия налоговых, пенсионных и иных уполномоченных органов - с другой, должна отвечать одна и, более того, наименее социально защищенная категория граждан - пенсионеры?
Выходит так, что законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты работодателем страховых взносов или уплаты их в неполном объеме. Именно этот пробел по устранению проблем в реализации права указанных лиц на своевременное получение в полном объеме трудовой пенсии и призван был ликвидировать Конституционный Суд РФ своим решением.
На наш взгляд, Конституционный Суд РФ, рассмотрев дело по существу, обоснованно установил в данном случае несоответствие оспариваемого положения Закона, которое безосновательно позволяло лишать граждан части легально заработанной трудовой пенсии, тем самым нарушая гарантируемые Конституцией РФ социальные права.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Куда жаловаться на прокурора

https://abn62.ru/kuda-zhalovatsya-na-prokurora/ Содержание  [ скрыть ] Обязанности прокурора Полномочия прокурора Куда жаловаться П...